Небольшая рецензия доктора искусствоведения, профессора Елены Борисовны Долинской на концерт 6 апреля:
Каждый год после ухода Федора Серафимовича его ученики проводят концерты и фестивали, посвященные его памяти. Но то, что имело место в день 90-летия Федора Серафимовича Дружинина в Рахманиновском зале Московской консерватории, хочется назвать особо большим общекультурным событием Москвы.
Все, особенно альтисты, хорошо знакомы с наследием Федора Дружинина. Казалось бы, открыть что-либо новое кажется просто невозможным. Однако чудо состоялось. Ученики маэстро разных поколений представили все жанры с участием солирующего альта, разнотембровые ансамбли, монологи альта без сопровождения, духовные хоры и сочинение для альта с оркестром, вокальные пьесы в ансамбле с солирующим альтом. Надо отдать должное главному режиссеру большого альтового спектакля заслуженному артисту России, профессору Юрий Тканову. Он был участником многих разножанровых дуэтов: с вокалистами в диалоге с альтом, грандиозной «Sinfonia a due» для двух альтов, солистом в ансамбле с симфоническим оркестром Московской консерватории.
Дружинин был свободен, обращаясь в больших ансамблях к текстам разных поэтов мира. Так, Ноктюрн «Ночь и море» на стихи французского поэта Л. Рибера (солировала Елена Яздовская), написан как септет, включающий по две скрипки, альта и виолончели. Светлый полетный голос певицы словно парил над приливами и отливами моря в исполнительском воплощении Константина Казначеева, Алексея Донского, Юрия Тканова, Кристины Моргуновой, Олеси Саблиной, Михаила Калашникова. Продолжил программу дуэт для двух альтов «Sinfonia a due», давно ставший классикой этого жанра. Алексей Симакин и Юрий Тканов, ученики Дружинина разных поколений, играли эту сложнейшую пьесу как масштабный и глубокий драматический эпизод из жизни трагического российского ХХ века. Каждое отделение монографического концерта завершалось крупной формой. Первое венчало замечательное исполнение Духовных хоров филармонической капеллой «Ярославия» (художественный руководитель и дирижер профессор Владимир Контарев).
Второе отделение открывалось дуэтом для сопрано и альта «Wer nie sein Brot…» на стихи Гете, где тонко и глубоко солировала Ксения Вязникова, заслуженная артистка России. Сонату для альта соло блистательно исполнил лауреат международных конкурсов, концертмейстер оркестра ГАБТа Михаил Ковальков, ученик Юрия Тканова и «музыкальный внук» Дружинина. Особое впечатление оставил дуэт для баса и альта «Блудный сын» на стихи Виктора Мамонова, произведения, которое было особенно дорого композитору. Исполнители, народный артист России Алексей Мочалов и Юрий Тканов, передали подлинно симфоническое развитие и напряжение этого масштабного сочинения.
Фантазия для альта с оркестром выполняла в драматургии юбилейного вечера роль патетической коды. Юрий Тканов исполнил ее в сопровождении симфонического оркестра Московской консерватории. Художественному руководителю и главному дирижеру доценту Вячеславу Валееву удалось добиться красочного, динамически богатого звучания оркестра и настоящей ритмической свободы.
Фантазию Федор Серафимович Дружинин посвятил своему учителю Вадиму Васильевичу Борисовскому, основателю Московской школы альта, который именно в ХХ веке завоевал себе право солиста, обладателя высочайших возможностей в области тембра, кантилены, диапазона. Это с полной убедительностью доказал и сам концерт. Уйдя в вечность, Федор Серафимович Дружинин оставил неугасимый свет добра и благородства.